KASE перестала публиковать данные о миноритариях. Чем это объяснили в бирже

С нового года Казахстанская фондовая биржа (KASE) перестала публиковать полный перечень акционеров компаний, торгующихся на площадке: из списка пропали те, кто владеет долей от 5 до 10% акций. Такие изменения происходят после прихода нового председателя правления Адиля Мухамеджанова, который cменил на этом посту Алину Алдамберген. Чем это объяснили в бирже?

Источник: инстаграм KASE

KASE, комментируя такие изменения, ссылается на законодательство, которое не требует раскрытия данных об акционерах с долей 5–10%. При этом сами эмитенты обязаны предоставлять такую информацию бирже.

«Пунктами 2 и 3 статьи 102 Закона РК «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что эмитент обеспечивает раскрытие на интернет-ресурсе фондовой биржи информации о составе участников, владеющих 10% и более долей участия эмитента. При этом биржа вправе требовать и распространять иную информацию в объеме и порядке, определенном ее внутренними документами. Таким образом, законодательством не установлена обязанность биржи по публикации сведений об акционерах эмитентов с долей владения в диапазоне от 5 до 10%», – говорится в ответе биржи.

Там также признали, что расширенный формат публикаций, который был ранее, использовался в целях повышения информационной прозрачности. Теперь, судя по ответу KASE, вопросы прозрачности для биржи теперь отходят на второй план.

«Ранее в публичном контуре раскрытия информации применялся расширенный формат представления сведений об акционерах, сформированный с учетом практики раскрытия информации эмитентами. Указанный формат не был обусловлен отдельным законодательным требованием и использовался в целях повышения информационной прозрачности», – добавили в пресс-службе KASE.

Вместе с тем, Закон «Об акционерных обществах» использует порог 10% и более голосующих акций для определения статуса крупного акционера, напомнили там. Указанный статус связан с реализацией существенных корпоративных прав, включая право требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, заседания совета директоров, а также проведения аудита общества за счет соответствующего акционера.

«С учетом изложенного, публикация информации об акционерах, владеющих 10% и более голосующих акций, представляется более обоснованной с точки зрения практической полезности и информативности раскрываемых сведений», – говорится в ответе биржи.

Согласиться с мнением торговой площадки сложно, поскольку наличие крупных компаний в качестве миноритариев (вернее регулярная публичная информация на бирже) могла бы «подсказывать» розничным инвесторам, бумаги каких эмитентов выбирают крупные компании или влиятельные физические лица.

Теперь, например, недоступна информация о миноритарных акционерах: BAE Systems с 6,9% и ЕНПФ с 6,5% в Air Astana, Telecom Systems с 9,8% акций – в «Казахтелекоме», Alatau City Bank (9%), ЕНПФ (7,2%) и госфонда «Самрук-Казына» (5,5%) в Kcell, Натальи Акентьевой с долей 6,5% в Bank RBK. Также из публичного списка акционеров КазМунайГаза на KASE исчез Национальный банк, владеющий 9,6% долей в нацкомпании.

Впрочем, перемены коснулись не только эмитентов биржи, но и ее саму. КASE перестала публиковать информацию о своих акционерах, ограничившись лишь раскрытием их структуры по группам. Теперь на ее сайте указана только доля Национального банка в 47% акций, а оставшаяся доля разбита по группам (банки, брокеры, розничные инвесторы и другие) без указания владельцев.

К слову

В Казахстане становится все сложнее с доступом к информации. Сайт открытых нормативных правовых актов (НПА), на котором ранее госорганы публиковали полную информацию о проектах постановлений, превратился в картотеку с ограниченными данными. Теперь здесь нет подробностей, позволяющих оценить предлагаемые властями изменения в стране. Да и не все госорганы публикуют на своих сайтах такие документы. Например, этого не делает Национальный банк, ограничиваясь краткими информативными таблицами.