Обоснование КГД запрета на вычеты расходов от субъектов специального налогового режима (СНР) в новом Налоговом кодексе с 2026 года оказалось основанным на ошибочных расчетах. Об этом по итогам встречи с заместителем председателя КГД Жаныбеком Нуржановым сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей Казахстана Канат Нуров.
Встреча с представителями КГД состоялась после того, как бизнес-омбудсмен обратился к спикеру сената с просьбой отсрочить запрет на вычеты расходов от субъектов специального налогового режима для упрощенной декларации (СНР УД) на 18 месяцев.
Позиция КГД
В презентации КГД были были указаны расчеты, которые легли в обоснование запрета вычетов от СНР.
Так, по данным КГД, налогоплательщики на общем установленном режиме (ОУР) используют субъектов СНР для снижения своей суммы КПН с 20% до 3% от прибыли. Налогоплательщики на ОУР делают это при помощи выведения своей прибыли на счета субъектов СНР в виде оплаты их фиктивных электронных счетов-фактур.
По версии КГД, такой уход субъектов ОУР от налогов увязывался с нулевыми декларациями и отсутствием наемного персонала у субъектов СНР, которые якобы занимали подавляющую (около 90%) долю среди всего числа 396969 субъектов СНР на УД и коэффицент налоговой нагрузки которых был ниже средне-отраслевого.
«Поэтому мы зря, по словам зампреда КГД, беспокоимся об этих фиктивных по сути «лжепредприятиях», борясь против запрета на вычеты от СНР», – сообщает бизнес-омбудсмен, цитируя слова представителей комитета.
Почему заключения КГД необоснованны?
Опасение бизнес-омбудсмена о возможных изначально ошибочных расчетах относительно запрета вычетов подтвердилось:
– Во первых, отсутствие официального штата сотрудников у ИП не доказывает фиктивности его вполне реальных сделок на рынке. ИП — это самозанятое физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица под свою личную, ничем неограниченную имущественную ответственность.
– Во вторых, в выборку было включено огромное количество бездействующих предприятий и ИП, сдающих нулевые декларации, что противоречит принципам корректности и достоверности налогово-статистических данных. Это серьезная методологическая ошибка, которая привела к искажению статистики, смещению распределений и занижению аналитических показателей по уплате налогов работающими субъектами СНР.
Такие категории, по словам Нурова, не отражают фактический уровень доходов и не могут использоваться для анализа распределения доходности или расчета агрегированных показателей по уплате налогов. Нулевые декларации чаще всего свидетельствуют о временном отсутствии деятельности, а непредоставление отчетности исключает возможность определения дохода. По его мнению, в целях повышения корректности и достоверности данных следует учитывать такие категории отдельно или вообще исключать их из расчетов основной выборки активных налогоплательщиков.
– В третьих, автор указывает на логическую ошибку в использовании коэффициента налоговой нагрузки при анализе субъектов СНР без учета того, что СНР является льготным налоговым режимом, где КНН ниже отраслевых значений. Кроме того, коэффициент налоговой нагрузки формируется под влиянием не только налоговой ставки, но и вида деятельности, структуры затрат и применяемого режима.
«Таким образом, наше опасение о возможных изначально ошибочных расчетах относительно запрета вычетов, к сожалению, подтвердилось. В то время как принимать такие решения как запрет вычетов следует только на основе корректных и методологически выверенных данных, учитывая критическую важность для всей экономики связей малого бизнеса с крупным», – считает Нуров.
После встречи Нуров направил официальное письмо президенту Касым-Жомарту Токаеву и сообщил о намерении предоставить Министерству финансов и министерству экономики исправленную таблицу расчетов. Глава государства, по словам бизнес-омбудсмена, отреагировал на письмо просьбой к правительству «найти разумный баланс». В частности, Токаев поручил правительству совместно с палатой «Атамекен« до конца текущего года обеспечить внедрение новых норм без ущерба бизнес-сообществу. С учетом оставшегося времени до конца года, конкретные шаги правительства ожидаются уже в ближайшие дни.
Запрет на вычеты расходов от субъектов специального налогового режима (СНР) вступит в силу с 2026 года в рамках нового Налогового кодекса согласно пункту 16 статьи 286. Запрет вычетов коснется компаний, работающих на общем налоговом режиме (ОУР) по сделкам с упрощенкой.
