Глава Евразийского банка Ляззат Сатиева, комментируя вопрос о возможном «пузыре» в автокредитовании, отметила, что банк смотрит на этот рынок с осторожностью.
«Мы как Евразийский банк уже определенное время назад снизили объемы автокредитования. В целом мы являемся лидирующим игроком, но смотрим аккуратно на этот рынок», – пояснила она автору «Ручной экономики».
Комментируя рост популярности и продаж китайских автомобилей Ляззат Сатиева сообщила, что не видит серьезных проблем, поскольку у китайских автомобилей есть официальные дистрибуторы, которые в том числе оказывают последующую техподдержку.
«Но есть машины, которые завозятся «в серую». Если у них не будет техподдержки, наверное, могут быть вопросы при выдаче кредитов», – уточнила глава Евразийского банка.
«Мы, когда кредитуем на приобретение авто, смотрим не только на приобретаемую модель, но и в целом, в первую очередь, способен ли и желает ли этот заемщик погасить кредит. Здесь нужно обратить внимание не только на то, что залоговая стоимость автомобиля может снизиться, но и в первую очередь на портрет заемщика… Поэтому здесь, не вопрос пузыря, а вопрос ответственного отношения. Если клиенты планируют погашать кредит, то тогда, я думаю, проблем не будет», – подметила Сатиева.
О том, что риски в автокредитовании растут, ранее писал Нацбанк. По его оценке, объем займов стадии 3 по итогам 2024 года в этом сегменте достиг рекордных 179,7 млрд тенге, а их доля выросла до 6,4%. Особенно быстро снижается качество займов, выданных в 2021–2023 годах. Регуляторные послабления по КДН, стимулирующие рост автокредитования, могут привести к накоплению рисков в этом портфеле. При этом в прошлом году объём портфеля автокредитов вырос на 53,8% и достиг 2,8 трлн тенге, а доля в розничном портфеле составила 13,7%.

