Порог досрочных изъятий из ЕНПФ ужесточат, инфляцию продолжат охлаждать, а банки – перенастраивать на реальный сектор. О ключевых итогах 2025 года и планах на ближайший период рассказал глава Нацбанка Тимур Сулейменов на расширенном заседании правительства с участием главы государства.
Причины высокой инфляции
Ключевым вызовом экономики в прошлом году стала высокая инфляция: рост цен достиг пикового значения в сентябре, составив 12,9%, а к концу года замедлился до 12,3%.

Во внешнем секторе негативное влияние на инфляцию оказывают высокие мировые цены на продовольствие и геополитическая неопределенность, во внутренней экономике – бюджетный и квазифискальный импульс и рост потребительского кредитования. Повышение коммунальных тарифов и рост цен на горюче-смазочные материалы (ГСМ) также способствовало ускорению инфляции, в то время как инфляционные ожидания выросли на фоне повышения ставки НДС.
«Для сдерживания инфляции мы задействовали весь комплекс мер – от монетарных и пруденциальных инструментов до новых структурных решений, включая повышение резервных требований для БВУ, механизм зеркалирования операций по золоту», – отчитался Сулейменов на заседании.
В Нацбанке хотят добиться замедления роста цен за счет фискальной консолидации, охлаждения потребительского кредитования, совместных с правительством антиинфляционных мер. Также среди задач глава Нацбанка озвучил реализацию программы «Байтерек» с минимальным эффектом на инфляцию и взвешенное проведение тарифной реформы (ГСМ).
Укрепление тенге: результат ДКП и доверие к макроэкономической политике
Национальная валюта укрепилась на 3,7% по итогам 2025 года, несмотря на волатильность внешних рынков и рост спроса на валюту.
«В значительной степени это результат проводимой денежно-кредитной политики (ДКП), возросшего доверия к макроэкономической политике государства в целом», – считает Нацбанк.
Также макрорегулятор сообщил о приверженности и дальше сохранять гибкий режим курсообразования.
«Это наш естественный стабилизатор против внешних шоков. При этом при необходимости мы готовы к решительным мерам реагирования, включая валютные интервенции. Объемы золотовалютных резервов нам это позволяют», – заверили в Нацбанке, отметив, что текущая ДКП повышает доверие к тенговым активам.
Объем срочных депозитов за 2025 год вырос более, чем в 14 раз, объем сберегательных депозитов вырос в 1,5 раза. Это обеспечивает БВУ надежной базой фондирования для кредитования экономики.
Итоги банковского сектора
Как отмечает Нацбанк, опережающими темпами растет кредитование реального сектора. А в кредитовании банками физических лиц наблюдается существенное охлаждение.
По словам главы Нацбанка, повышение ставки КПН, налогообложение на доход с госбумаг, единоразовый налог на доход банков от ГЦБ, принесут в бюджет более полутриллиона тенге.
«В совокупности пруденциальные, монетарные, фискальные меры формируют условия, при которых банкам становится выгоднее направлять ликвидность в финансирование реального сектора, нежели в потребительские займы или безрисковые инструменты», – говорится в докладе.
Что еще
- Казахстанские государственные ценные бумаги войдут в международный индекс JPMorgan Frontier Markets.
- Для дальнейшего развития антифрод-центра будет внедрен телеком-антифрод. Для предотвращения мошеннических схем в 2026 году будет внедрен искусственный интеллект.
- Планируется повысить долю высокодоходных активов в ЕНПФ, таких как акции и альтернативные инструменты.
- Для достойного уровня пенсионных выплат повысят коэффициент замещения. Это потребует ужесточения подходов к порогам досрочных изъятий.
