Глава государства Касым-Жомарт Токаев сегодня, 16 января, подписал новый Закон «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». Об этом сообщила пресс-служба президента Казахстана.
О необходимости принятия нового закона о банках глава государства заявил 2 сентября 2024 года.
«Нам нужен новый закон о банках, отвечающий актуальным задачам стимулирования экономической активности и дальнейшего динамичного развития финтех-сектора. Действующему закону почти 30 лет, он был принят в совершенно других реалиях», – сообщал Токаев в рамках своего послания народу Казахстана.
Какие изменения ждут банки
Чтобы облегчить выход новых игроков на банковский рынок Казахстана, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) ввело базовую и универсальную лицензию.
Базовая лицензия отличается от универсальной по объему разрешенных операций и уровню регуляторных требований. Для банков с базовой банковской лицензией установлены ограничения по максимальному размеру активов и минимальному размеру собственного капитала, отмечает АРРФР. Надзор за банками с базовой лицензией и пруденциальные требования упрощены.
Пруденциальные нормативы для банков с универсальной и базовой лицензиями, а также для исламских банков, их предельные значения и методики расчетов устанавливаются нормативным правовым актом уполномоченного органа, говорится в законе.
Для развития исламского банкинга универсальным банкам разрешат осуществлять исламские банковские операции в рамках действующей лицензии. Это позволит создавать внутри банков специализированные подразделения без необходимости открытия отдельного исламского банка.
Вместе с тем регулятор поменял подход к урегулированию неплатежеспособных банков. Главная идея: государство теперь спасает только системно значимые банки и только после покрытия убытков за счет акционеров.
«Для банков, которые имеют системную значимость, дополнительно предусматривается новый механизм поглощения убытков за счет их обязательств. В первую очередь списывается акционерный капитал, то есть акционер банка полностью утрачивает владение банком. Затем списываются все обязательства других кредиторов в рамках механизма поглощения убытков. Если этих мер недостаточно для восстановления финансовой устойчивости, то может быть рассмотрен вопрос вхождения в капитал со стороны государства», – говорится в сообщении АРРФР.
Если возникнут убытки государства после продажи банка новому акционеру, они будут компенсироваться за счет участников рынка. Размер обязательного денежного взноса в год не может превышать 0,2 процента от суммы обязательств банка.
Поменяв подход к урегулированию неплатежеспособных банков регулятор сослался на международный опыт в Европейском союзе, США и Великобритании.
Но многие участники рынка не поддержали такую инициативу.
Среди других изменений – усиление института независимых директоров. По задумке АРРФР, они должны быть независимы от акционеров и руководства, а срок их работы будет ограничен 9 годами. Это делается для обеспечения объективности и независимости решений независимых директоров.
Читайте также: Независимы ли?
Одновременно расширяется перечень лиц, связанных с банком особыми отношениями, с учетом критериев, применяемых в МСФО. Расширяется применение механизма мотивированного суждения. Устанавливаются требования к руководителям подразделений, курирующих риски, внутренний аудит и комплаенс.
Другое нововведение – новая модель поведенческого надзора на принципах риск-ориентированности. В частности, Агентство наделяется полномочиями по приостановлению продажи продуктов, способных причинить ущерб интересам потребителей. Вместе с тем, предусматривается создание единого офиса финансового омбудсмана по банковским, страховым и микрофинансовым услугам.
«Решения омбудсмана будут обязательными для исполнения финансовыми организациями», – уточняется в сообщении.
Для эффективной защиты прав потребителей вводится трехуровневая система досудебного урегулирования споров. Первичное рассмотрение жалоб будет осуществляться финансовыми организациями с последующим обращением к финансовому омбудсману и агентству.
Еще одним ключевым направлением закона о банках стало развитие финтех-сектора и регулирование цифровых финансовых активов. Ключевая новелла – разрешение оборота и регулирование цифровых финансовых активов как нового класса активов. Вводятся три вида цифровых финансовых активов: стейблкоины, цифровые финактивы, обеспеченные активами и имуществом, а также фининструменты, выпускаемые в электронно-цифровой форме.
Что касается необеспеченных цифровых активов, то есть криптовалют, предусматривается создание организаций по обмену криптовалют, деятельность которых будет лицензироваться и регулироваться Национальным банком.
«В целях противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма криптообменники и инфраструктурные участники рынка цифровых активов включаются в перечень субъектов финансового мониторинга», – уточняет финрегулятор.
Расширяются возможности банков по инвестированию в капитал финтех-компаний для развития инновационных финансовых продуктов в рамках экосистем, внедрения передовых технологий в банковскую деятельность и повышения конкурентоспособности банков.
