Автокредитование стало самым быстрорастущим сегментом розничного рынка по итогам девяти месяцев 2025 года. К такому выводу пришли эксперты аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана (АФК).
Заявки на автокредиты выросли на 48%, объём новых выдач – на 47%, портфель – на 35%. Такой сильный спрос формируется потому, что автосегмент быстрее остальных реагирует на улучшение условий кредитования, поясняют в АФК.
«Банки и автодилеры активно продвигают акционные продукты и расширяют линейку программ, тогда как для заемщиков автомобиль все чаще становится не только средством передвижения, но и инструментом заработка – для работы в сервисах доставки, такси и малого бизнеса. Это формирует устойчивый спрос даже в условиях общего ужесточения финансовых условий в системе», – сообщили в ассоциации.
На фоне высокого потока заявок, приросла и фактическая выдача новых кредитов: с 35% годом ранее до 47%. Как уточняют в АФК, автокредитование стало лидером по приросту выдачи новых кредитов среди всех сегментов розничного кредитования.
«Рост выдач поддержан сочетанием структурных и краткосрочных факторов: расширением продуктовой линейки, активными маркетинговыми акциями, акционными ставками, увеличением платежеспособного спроса (выросла доля одобрений) и послаблениями в расчете коэффициента долговой нагрузки (КДН), что облегчило доступ к заемным средствам для части клиентов«, – объясняют авторы обзора.
На этом фоне доля автомобилей, купленных в кредит, поднялась почти в два раза, с 38% до 66%.
Что касается ставок по автокредитам, ее средневзвешенное значение активно снижалось в первую половину года. Но после, как отмечают в АФК, ставка стала быстро возвращаться к уровням начала года на фоне завершения отдельных маркетинговых акций, роста стоимости фондирования и общего повышения ставок в системе.
Доля одобрений по заявкам чуть улучшилась – с 16,5% до 17,5%. На это повлияли рост зарплат (+11,3%) и повышение занятости (+103 тыс.).
При этом доля одобрений все еще значительно ниже среднего уровня по розничному кредитованию (27,1%). Это может объясняться более строгими критериями отбора в автосегменте, сообщили в АФК.
Доля просроченной задолженности по автокредитам (3,3%) остается ниже среднего уровня по розничному кредитованию (4%).
«Это отражает более качественный состав заемщиков в автосегменте и залоговую природу продукта, которая дисциплинирует обслуживание долга и снижает вероятность дефолта», – добавили в ассоциации.
Дополнительную поддержку автокредитованию, по словам авторов обзора, оказывает производственный фактор. Выпуск автомобилей в стране за 9 месяцев 2025 года увеличился до 106,7 тыс. единиц (91 тыс. за аналогичный период 2024 года).
Тем не менее, как отмечают в АФК, рынок подходит к развороту цикла, что уже отразилось на стоимости займов и объемах выдач.
«В IV квартале текущего года ожидается замедление спроса на автокредиты из-за ужесточения денежно-кредитной политики, введения новых регуляторных ограничений, а также исчерпания льготного ввоза отдельных категорий авто (электромобилей)«, – заключили в ассоциации.
